Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТ 33997-2016Межгосударственный стандарт. «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки

Тормозные системы

 1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТ 33997-2016

Таблица 4.3 – Нормативы эффективности торможения КТС при проверках на роликовых стендах

Категория КТСУсилие на органе управления Pп, H, не болееУдельная тормозная сила λТ, не менее для тормозной системы:
рабочейзапасной
M1490 или 980*0,50
M2, M3686 или 980* (589) **0,500,25
N1686 или 980*0,45
N2, N3686 или 980* (589) **0,450,22
O1, O2 (прицепы с инерционным тормозом)4900,50
O2, O3, O4 (прицепы, исключая оборудованные инерционным тормозом)6860,45
O2, O3, O4 (прицепы с центральной осью и полуприцепы, исключая оборудованные инерционным тормозом)6860,41
L1350 (200 **)0,42
L2350 (200 **)0,40
L3350 (200 **)0,50
L4350 (200 **)0,460,25
L5, L7500 (400 **)0,440,25
L6500 (400 **)0,400,25
L, задний колесный тормоз0,25
* Для осей КТС, в тормозном приводе которых установлен регулятор тормозных сил.
** Для ручного органа управления тормозной системы.

1.2.  Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3.  Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4.  Не исправны средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5.  Стопорный механизм (или функция фиксации) органа управления стояночной тормозной системой не работоспособен.

1.6. Не работоспособна система АБС, есть видимые повреждения, ненадежное крепление и отсоединение элементов, световой индикатор мониторинга рабочего состояния АБС не исправен.

2. Рулевое управление

 2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения: Суммарный люфт не более (градусов)

 Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили, и автобусы10  
Автобусы 20
Грузовые автомобили                                            25

2.2.  Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки. Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма

2.3. Неработоспособен усилитель рулевого управления, предусмотренного изготовителем в эксплуатационной документации КТС. Запрещен демонтаж усилителя рулевого управления, предусмотренного изготовителем в эксплуатационной документации КТС.

2.3.  Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами

2.4. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе при отсутствии управляющих воздействий водителя

3. Внешние световые приборы

 3.1.  Внешние световые приборы КТС не работоспособны. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов, цвет огней внешних устройств освещения и световой сигнализации на КТС не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства указанным изготовителем в эксплуатационной документации.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

 3.2. Световой пучок фар ближнего света не соответствовует условиям правостороннего движения.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. На транспортном средстве установлены:

спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;

сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Примечание. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.

3.7 Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме.

3.8 Угол наклона плоскости пучков ближнего света фар в зависимости от высоты установки фар над опорной поверхностью не соответствует ГОСТ 33997-2016 Таблица 4.6.  

Высота оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки H, ммУгол регулировки ближнего света, α
Угловых минутПроцентов
До 600341,00
От 600 до 700451,30
От 700 до 800521,50
От 800 до 900601,76
От 900 до 1 000692,00
От 1 000 до 1 200752,20
От 1 200 до 1 5001002,90

3.9 Противотуманные фары не отрегулированы в соответствии с указаниями изготовителя КТС в эксплуатационной документации или, если они недоступны или отсутствуют, светотеневая граница должна находиться ниже линии Н в соответствии с ГОСТ 33997-2016 Таблицей 4.7

Тип фарыВысота оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки H, ммУгол регулировки света противотуманной фары, α
Угловых минут%
BДо 52До 1,5
F3Не более 800От 34 до 85От 1,0 до 2,5
F3Св. 800От 52 до 104От 1,5 до 3,0

4. Требования к обеспечению обзорности 

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели. Стеклоомыватели должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.

4.2 Наличие трещин ветровых стекол КТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.

4.3. Ограничение обзорности с места водителя дополнительными предметами или покрытиями

4.4.  Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляет менее 70%, а для задних стекол может быть ниже 70%

4.5.  В верхней части ветрового стекла допускается светозащитная полоса, выполненная в массе стекла либо в виде прозрачной цветной пленки: на КТС категорий М1, М2 и N1, а также L6 и L7 (с кузовом закрытого типа) — шириной не более 140 мм, а на КТС категорий М3, N2 и N3 — шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.

4.6.  Не разрешается применять стекла, на которых нанесено покрытие, создающее зеркальный эффект.

4.7.  КТС должно быть укомплектовано противосолнечными козырьками. КТС должно быть укомплектовано зеркалами заднего вида согласно ГОСТ 33997-2016 Таблице 4.8.

Категория КТСХарактеристика зеркалаКласс зеркалаЧисло и расположение зеркал на КТСНаличие зеркала
LI – L5Наружное основноеLОдно слеваОбязательно
Одно справаДопускается.
 При максимальной конструктивной скорости более 50 км/ч – обязательно
M1, N1, L5, L6, L7 (с закрытой кабиной)ВнутреннееIОдно внутриОбязательно только при наличии обзора через него
M1, N1Наружное основноеIII (или II)Одно слеваОбязательно
Одно справаОбязательно при недостаточном обзоре через внутреннее зеркало, в остальных случаях – допускается
Наружное широкоугольноеIVОдно справа, одно слеваДопускается
M1, N1Наружное бокового обзораV*Одно справа, одно слеваДопускается
Наружное переднего обзораVI*Одно спередиДопускается
M2, M3Наружное основноеIIОдно справа, одно слеваОбязательно
ВнутреннееIОдно внутриДопускается
Наружное широкоугольноеIVОдно справа, одно слеваДопускается
Наружное бокового обзораV*Одно справа, одно слеваДопускается
Наружное переднего обзораVI*Одно спередиДопускается
N2 (не более 7,5 тонны)Наружное основноеIIОдно справа, одно слеваОбязательно
ВнутреннееIОдно внутриДопускается
Наружное широкоугольноеIVОдно справа, одно слеваДопускается
Наружное бокового обзораV*Одно справа, одно слеваДопускается
Наружное переднего обзораVI*Одно спередиДопускается
N2 (св. 7,5 тонны)Наружное основноеIIОдно справа, одно слеваОбязательно
N3Наружное широкоугольноеIVОдно справаОбязательно
Наружное бокового обзораV*Одно справаОбязательно
Наружное переднего обзораVI*Одно спередиОбязательно для КТС с передним расположением органов управления **
ВнутреннееIОдно внутриДопускается
Наружное бокового обзораV*Одно слеваДопускается
* Зеркало должно располагаться на высоте не менее 2 м от уровня опорной поверхности. Зеркало не должно устанавливаться на КТС, кабина которых располагается на такой высоте, что данное предписание не может быть выполнено.
** Под «передним расположением органов управления» понимается компоновка, в которой более половины длины двигателя находится за наиболее удаленной передней точкой основания ветрового стекла, а ступица рулевого колеса – в передней четверти длины КТС.
Примечание –
 Классы зеркал заднего вида:
 L – основные внешние зеркала заднего вида небольшого размера плоские или сферические, предназначенные для КТС категорий L, не имеющих кузова частично или полностью закрытого типа;
 I – внутренние зеркала заднего вида плоские или сферические;
 II – основные внешние зеркала заднего вида большого размера сферические;
 III – основные внешние зеркала заднего вида небольшого размера плоские или сферические (допускается меньший радиус кривизны, чем для зеркал класса II);
 IV – широкоугольные внешние зеркала заднего вида сферические;
 V – внешние зеркала бокового обзора сферические;
 VI – зеркала переднего обзора сферические;
 VII – внешние зеркала заднего вида плоские или сферические, предназначенные для КТС категорий L с кузовом частично или полностью закрытого типа.

– либо внутренним зеркалом заднего вида класса I и внешним зеркалом заднего вида класса III или класса VII, которые устанавливаются на КТС со стороны водителя;

– либо двумя внешними зеркалами заднего вида класса III или класса VII – по одному с каждой стороны КТС.

4.4.13 Зеркала заднего вида должны быть закреплены так, чтобы исключались их произвольные смещения при движении КТС. Явные видимые повреждения зеркал заднего вида не допускаются.

5. Колеса и шины

 5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.

Примечание. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.

 5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, о шипованные и не ошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.

6. Двигатель

 6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТ 33997-2016.

Содержание СО — ГОСТ 33997-2016 Таблица 4.11

Категория и комплектация КТС системой нейтрализации отработавших газовЧастота вращения коленчатого вала двигателяCO, объемная доля, процентов
M и N, экологических классов 0, 1, изготовленные до 31.12.1986Минимальная4,5
M и N, экологических классов 0, 1, 2, изготовленные с 01.01.1987 по 31.12.2006Минимальная3,5
Повышенная2,0
M и N, экологических классов 2, 3, 4, изготовленные до 01.01.2013Минимальная0,5
Повышенная0,3
M и N, экологического класса 4 и выше, изготовленные с 01.01.2013Минимальная0,3
Повышенная0,2
LМинимальная4,5

Повышенная частота вращения коленчатого вала двигателя в пределах 2500…2800 мин-1.

Дымность отработавших газов КТС — ГОСТ 33997-2016 п. 4.9.3

а) для двигателей экологического класса 3 и ниже:

– 2,5 м-1 для двигателей без наддува;

– 3,0 м-1 для двигателей с наддувом;

б) для двигателей экологического класса 4 и выше – 1,5 м-1.

Уровень шума выпуска отработавших газов неподвижного КТС- ГОСТ 33997-2016 Таблица 4.12

Категория транспортного средстваУровень звука, дБА
M1, N1, L96
M2, N298
M3, N3100

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

6.5. Внесены изменения в конструкцию системы выпуска отработавших газов двигателя при эксплуатации.

6.6. Есть видимые повреждения элементов контроля и управления двигателем и системы снижения выбросов (электронный блок управления двигателем, кислородный датчик, каталитический нейтрализатор, система вентиляции картера двигателя, система рециркуляции отработавших газов, система улавливания паров топлива и другие).

6.7. Не работает диагностический индикатор двигателя или бортовой системой диагностирования (при наличии)

7. Прочие элементы конструкции

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТ 33997-2016, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.7 Не работают или отсутствуют средств измерения скорости (спидометров), а также установленных на КТС средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (для грузовых свыше 3,5т.).

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.

7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема — опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТ 33997-2016 Государственные регистрационные знаки на КТС должны устанавливаться только на местах, предусмотренных его конструкцией, по оси симметрии КТС или слева от нее по направлению движения, перпендикулярно к продольной плоскости симметрии КТС + 3 ° и перпендикулярно к опорной плоскости + 5 °.

Если конструкция КТС не позволяет установить государственный регистрационный знак перпендикулярно к опорной плоскости, то при высоте верхнего края регистрационного знака над опорной поверхностью не более 1200 мм допускается увеличение отклонения регистрационного знака от вертикальной плоскости до 30°, если поверхность знака обращена вверх, и 15°, если эта поверхность обращена вниз.

7.16. Наблюдаются видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов

7.17. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности. Неработоспособность или отсутствие предусмотренного изготовителем в эксплуатационной документации рулевого демпфера мотоцикла.

7.18. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

7.19. наличие люфта в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.20. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.